6 заметок с тегом

как всё устроено

Послушал выпуск подкаста Simplify с Девидом Алленом, выписал несколько мест, которые показались мне интересными. Девид живет в Амстердаме, и звучит весьма умиротворенным.

This methodology is not about time, time just is, it’s just a thing. However, space in your head isn’t. That something you can ether have or not. But my methodology create this room, it doesn’t create time, it creates room.

***

— For anybody who isn't already familar with your work can you explain your methodology in just couple of term?
— Sure! Thirty seconds, all right? Anything potentially meaningful to you — get it out of your head in some trusted place, sooner or later decide exactly what it means to you and what you going to do about it, if anything. Park the results of those decisions in some trusted system, that you look at at some consistant basis, so you can then view the whole gestalt of all of your commitments and make trusted choices about what you do.
— Great! And this is called David Allen Methodology?
— No, this is the truth. David Allen is just happen to come upon it.

***

— It strikes me that in order to create sort of list of priorites and list of things you need to get done, and than figure out how to act upon them, you have to have a lot of trust in yourself, and decide that you actually know what to do...
— As opposed to what? Common!
— I dont’t know…
— You doing this already! You making thousands priority choices day to day, right now. You just decided that was the question to ask me. How did you do that? That might be the most important question that you could... You making priority choices all the time! You can’t stop doing this!

25 ноября 2016, 17:35

Не вафлить

У меня есть наблюдение, как в целом люди чего-то добиваются. Есть такие, кто намечает себе цель, и долго и упорно над ней работает. Если быть внимательным к результатам и корректировать стратегию, можно сделать довольно многое.

К сожалению, я так не умею, ежедневно и усердно много работать дается мне довольно тяжело. К счастью, есть еще один способ, добиваться нужного: использовать рычаги — возможности, которые позволяют получать результат существенно превышающий приложенные усилия.

Так вот, в случае с рычагами основой становится такой подход: во первых надо внимательно следить за ландшафтом, чтобы вовремя заметить намечающуюся возможность воспользоваться таким рычагом, и во вторых не вафлить, когда пришло время им воспользоваться.

Это довольно сложно, ведь возможности часто связаны с рисками, и конечно надежнее оставить все как есть и ожидать, что все успехи будут равносильны приложенным усилиям. Но, будем честны, не так уж и многие способны усердно трудиться изо дня в день, да даже и так без умения пользоваться возможностями, добиться выдающихся успехов не так уж и просто.

Конечно, использование рычагов не заменит самой работы, но поможет делать больше, лучше и быстрее.

Так что вот оно правило — смотреть по сторонам в поисках возможностей и не вафлить, когда они появляются.

жизнькак всё устроеноорганизация

Одной из самых неприятных черт в людях кажется мне предвзятость. Это не круто — делать выводы заранее, не смотреть на факты, представляя вместо них заранее сформированное мнение, и быть абсолютно уверенным ещё до того как начать разбираться.

Но предвзятость сама по себе свойственна людям. Человеческий мозг стремится заполнять недостатки данных, изобретая закономерности, даже если к этому нет реальных предпосылок. Так люди выживали, это природная особенность мозга. Поэтому, наблюдая мир, приходится всегда быть начеку, всегда быть готовым спросить себя: «Не предвзят ли я? Не сужу ли я, не разобравшись?»

А ведь есть люди, которые гордятся своей предвзятостью. Они любят знать наверняка, поэтому уверившись однажды в чём-то бросают все свои силы, чтобы находить и подчеркивать подтверждения своей теории, и игнорировать, заглушать и принижать всё, что в нее не укладывается.

Если человек просто предвзят, у него есть шанс изменить мнение, изучив больше фактов, разобравшись как следует в ситуации (или не менять, но точно знать, что разобрался). Если же человек гордится своей предвзятостью, он будет с гневом отвергать любую информацию, как только ему покажется, что она не соответствует его видению мира.

Такой человек не просто предпочитает свой опыт и убеждения в своих суждениях фактам и анализу ситуации, он боится фактов и анализа, ведь если найдется что-то, что идет в разрез с его убеждением, он окажется неправ, а кто же захочет оказаться неправым в том, в чём был так горячо уверен? Тогда с еще большим упорством он примется доказывать, что информация лжива, и что всё подстроили враги, затягивая ещё туже петлю своей предвзятости. Это путь в никуда.

В сложных случаях, а особенно, когда обсуждаемый предмет вызывает сильные эмоции, очень полезно бывает остановиться и спросить себя: «А не предвзят ли я? Почему я так уверен в этом? Не является ли мой опыт ограниченным и неполным? Опираюсь ли я в своих рассуждениях на факты, или же на догадки и предположения?»

14 апреля 2015, 15:03

О справделивости

Удивительное дело — многие считают справедливость какой-то существующей отдельно от людей ангельской субстанцией. Вроде как справедливость «есть» и она должна «торжествовать» но что-то или кто-то ей мешает.

Справедливость — это консенсусное мнение группы людей, о... ну, организации вещей в самом общем смысле. Оно основывается на воспитании, образовании и каких-то устоявшихся традициях. Ещё у людей есть личные потребности. Так вот если каждый в группе готов жертвовать некоторыми своими интересами в соответствии с консенсусным мнением — справедливость «наступает».

Потом, какие-то из членов группы в своих действиях руководствуются своими интересами и своим мнением вместо общепринятых — кто-то потому, что ему плевать на консенсусное мнение, кто-то потому, что не согласен с ним, и с его точки зрения «справедливым» должно быть какое-то другое положение вещей.

Дальше есть два варианта — либо группа применяет к несогласным некоторые санкции, таким образом «восстанавливает справедливость», либо не делает ничего, и тогда «восцаряется несправедливость»

Легко заметить, что идеальный общественный консенсус невозможен: всегда кому-то что-то да не понравится. Чем больше людей в группе — тем меньше шансов, что все согласны.

С помощью религий, воспитания, традиций в обществе очень медленно и мучительно формируется такой общечеловеческий консенсус относительно самых пока ещё базовых вещей. То сейчас в большинстве стран вам ответят, что рабство это никуда не годится, а убивать людей почем зря без всякой причины — плохо.

Но даже и с этим несогласных хватает, что уж говорить про какие-нибудь вопросы оплаты труда или соцобеспечения.

На разнообразных трактовках этого консенсусного мнения о разных вещах должны, в идеале, строиться законы — санкционный список общества, ограничивающий самые невыгодные для него действия его членов.

На деле же законы в государстве принимаются не на основе реального согласия всех членов группы (который, кстати, не так уж просто определить), а с участием лишь небольшого количества людей, часть из которых имеет собственные (и более определенные, чем мифический консенсус) интересы и цели. Но у государства и без этого много проблем, об этом как-нибудь в другой раз.

Итого:

Справедливость — идеальная ситуация, когда все со всеми согласны, и готовы добровольно ограничивать себя ради поддержания такого согласия, на практике недостижимая.

Проверочная фраза

Для проверки себя, вместо фразы «Это справедливо/несправедливо» можно говорить (и слышать) «Я и еще n людей на этой планете считают это справедливым/несправедливым»

Чем больше n, тем более справедлива (ха-ха) эта фраза.

как всё устроенообществосправедливость

Нужно быть готовым к тому, что письма — средство коммуникации с пониженным коэффициентом взаимопонимания.

Грустная правда — люди отвратительно понимают друг друга. Даже когда кажется, что объяснил максимально подробно и точно, обязательно обнаружится, что кто-то что-то понял не так. А с использованием почты или месенджеров коэффициент взаимопонимания снижается критически.

Особенно это касается электронной почты. Невозможно узнать, прочитал ли человек письмо, насколько внимательно он его прочитал, в каком контексте его воспринял, вспомнил ли о чем речь вообще, и это ещё мы не добрались даже до содержания письма. Стоит ли говорить, что распространенная «менеджерская» переписка, с полотнами цитирования и несколькими адресатами — просто рассадник недопонимания и хаоса.

Разговор по телефону, несмотря на то, что собеседник по прежнему может понять что-то неправильно, по крайней мере дает возможность влиять на получение информации собеседником — можно убедиться, что он помнит о чем речь, и готов воспринять сказанное в нужном контексте.

При личной встрече появляется дополнительная возможность опираться на невербальные знаки, увидеть, что собеседник отвлекся, не понимает о чем речь или впервые слышит о каком-нибудь, казалось, совершенно очевидном факте. Эти знаки позволяют на ходу модифицировать сообщение, для избежания недопонимания.

Это не значит, что нужно стараться всегда и все встречи проводить лично. У личных встреч есть серьёзный минус — они занимают много времени. С каждым и по любому поводу не навстречаешься, и некоторые задачи приходится даунгрейдить до звонков и писем.

Просто нужно всегда помнить — чем менее «личный» способ коммуникации используется, тем меньше будет коэффициент взаимопонимания, и, соответственно, шанс, что произойдет какая-нибудь ошибка. Это нужно учитывать, сопоставлять важность и сложность сообщения с выбранным способом его доставки.

Если есть риск его возникновения недопонимания, или ощущение, что оно уже случилось — надо менять канал связи.

22 июля 2014, 14:46

Дихотомия нормальности

Мне кажется, одно из первых вещей, которые надо объяснять детям в школе, а может и еще раньше, связано с «нормальностью». С этим словом дети знакомятся довольно рано, и никто никогда в точности не объясняет им, что оно, собственно значит. Между тем, тут определенно есть над чем подумать и взрослым.

Первое, «обычное» определение нормальности — это «можно», «всё в порядке», «не стоит беспокоится» Некоторое обозначение общественной благосклонности, можно сказать «допустимо», «в рамках приличий». Пока ты остаешься в этих рамках, всё «нормально»:

Второе, статистическое определение нормальности хорошо демонстрируется гауссовым распределением, оно так и называется — нормальное распределение:

Норма тут — это всего лишь какое-то среднее значение. Нормальный в этом контексте — это обычный. Чем более ты отличаешься от этой средней «нормы» тем более ты необычный или, соответственно, «ненормальный»

И тут появляется проблема. Чем сильнее отклонение от этого среднего, тем сильнее общество на него реагирует. Однако, бывают случаи, когда отклонение сильное, и реакция общества сильная, но объект, тем не менее остается в рамках житейской, общественной нормальности. То есть границы допустимого гораздо шире, чем границы обычного:

Серая зона — это то место на графике, когда ты уже достаточно отличаешься от среднего значения, чтобы тебя ощущали необычным, ненормальным, но при этом остаешься в рамках допустимого. Это ситуация, когда «нормально быть ненормальным» или, другими словами, допустимо быть необычным.

От общества к обществу, и принятое поведение и границы толерантности к статистической ненормальности меняются, и, очевидно, в серую зону легко могут попасть даже базовые права человека — достаточно оказаться в обществе, где большинство не разделяют убеждений человека, и не принято действовать так, как действует он, и он сразу же окажется статистически ненормальным, при том, что просто реализовывал свои естественные права.

Было бы здорово, если бы люди с самого детства представляли себе такой график, и слыша «ненормально» всегда могли проанализировать, где именно на этом графике находится это «ненормально»