1 заметка с тегом

график

22 июля 2014, 14:46

Дихотомия нормальности

Мне кажется, одно из первых вещей, которые надо объяснять детям в школе, а может и еще раньше, связано с «нормальностью». С этим словом дети знакомятся довольно рано, и никто никогда в точности не объясняет им, что оно, собственно значит. Между тем, тут определенно есть над чем подумать и взрослым.

Первое, «обычное» определение нормальности — это «можно», «всё в порядке», «не стоит беспокоится» Некоторое обозначение общественной благосклонности, можно сказать «допустимо», «в рамках приличий». Пока ты остаешься в этих рамках, всё «нормально»:

Второе, статистическое определение нормальности хорошо демонстрируется гауссовым распределением, оно так и называется — нормальное распределение:

Норма тут — это всего лишь какое-то среднее значение. Нормальный в этом контексте — это обычный. Чем более ты отличаешься от этой средней «нормы» тем более ты необычный или, соответственно, «ненормальный»

И тут появляется проблема. Чем сильнее отклонение от этого среднего, тем сильнее общество на него реагирует. Однако, бывают случаи, когда отклонение сильное, и реакция общества сильная, но объект, тем не менее остается в рамках житейской, общественной нормальности. То есть границы допустимого гораздо шире, чем границы обычного:

Серая зона — это то место на графике, когда ты уже достаточно отличаешься от среднего значения, чтобы тебя ощущали необычным, ненормальным, но при этом остаешься в рамках допустимого. Это ситуация, когда «нормально быть ненормальным» или, другими словами, допустимо быть необычным.

От общества к обществу, и принятое поведение и границы толерантности к статистической ненормальности меняются, и, очевидно, в серую зону легко могут попасть даже базовые права человека — достаточно оказаться в обществе, где большинство не разделяют убеждений человека, и не принято действовать так, как действует он, и он сразу же окажется статистически ненормальным, при том, что просто реализовывал свои естественные права.

Было бы здорово, если бы люди с самого детства представляли себе такой график, и слыша «ненормально» всегда могли проанализировать, где именно на этом графике находится это «ненормально»