4 заметки с тегом

образование

В Праге, на встрече каучсерфинга мы познакомились с одним немцем, и среди прочих тем что мы обсуждали, я попросил его рассказать, как преподают историю в Германии. Оказалось — очень любопытно. Вот его рассказ:

 
Первые несколько классов дети изучают историю как обычно — античность, средние века, где-то до конца первой мировой.

После этого в изучении истории делается перерыв, в который детям рассказывают про методологию преподавания истории: сравнивают описания одних и тех же событий историками разных веков, анализируют исторические источники противоположных сторон, словом, учатся понимать, что история гораздо более сложная штука, чем написано в любом учебнике, что историю можно преподать очень по разному.

И вот только после того, как все школьники пройдут такой курс, они приступают к изучению истории второй мировой.

историяобразованиеобщество
4 августа 2014, 12:49

Образование в тюрьме

Вот нашел статью, в Бразилии заключенным в тюрьме дали возможность скостить себе срок за каждую прочитанную книгу на 1 день. (максимум, почему-то, 48 дней в году). По книжке нужно написать эссе, чтобы доказать, что действительно ее прочитал.

Идея отличная, но кажется, ее можно было бы значительно улучшить. Неэффективность тюрем в том, что очень часто заключение для многих — это просто перерыв в криминальной деятельности. То есть выходя из тюрьмы человек возвращается к тому же, чем занимался до заключения.

Тут же можно не просто повышать грамотность, но и давать новую профессию. Например ввести в эту систему понятие специализации, и сокращать срок прогрессивно, в зависимости от уровня освоения специальности.

Например, выбирает заключенный программирование. Ему дают книжку по алгоритмам, например. Он ее читает, сдает мини-экзамен, и уменьшает себе срок на день. Дальше ему открываются еще несколько возможных книг, за каждую из которых он сможет скостить себе уже по 4 дня за каждую, и так далее. Конечно, ты можешь переключиться на психологию, но тогда за книгу тебе снимут снова всего 1 день, то есть, «прокачивать» определенную специальность гораздо выгоднее.
После определенного уровня, можно выдавать разрешение на работу с простеньким компом, и принимать «экзамены» уже в виде программ.

Соответственно, чем больше знаний приобретает заключенный, тем быстрее он приближается к освобождению. Дальше, можно заключать договоры с частными компаниями на стажировку таких свежеосвободившихся специалистов, например в обмен на налоговые льготы (чтобы компаниям это тоже было интересно, и не так страшно)

В итоге, человек может выйти на свободу хоть на год раньше (а это значит, что его не надо будет этот год кормить) у него будет специализация, и даже стажировка — то есть шанс на социализацию, и на то, что он не будет возвращаться обратно в ту же банду. У частной компании будет джуниор девелопер, из которого можно выращивать специалиста, и налоговые льготы. Красота же!

Разумеется, большинство бандюков и читать-то с трудом будет, не то что учиться. Но мне кажется, один из гиганских минусов тюрем в том, что ты не можешь реально ничего сделать, чтобы приблизить свое освобождение, и такая программа была бы очень нужна, как наличие самой возможности влиять на свою судьбу. Конечно, нужно продумать там программу, написать книжек специальных, может быть, но кажется из этой идеи можно было бы сделать неплохой проект.

22 июля 2014, 14:46

Дихотомия нормальности

Мне кажется, одно из первых вещей, которые надо объяснять детям в школе, а может и еще раньше, связано с «нормальностью». С этим словом дети знакомятся довольно рано, и никто никогда в точности не объясняет им, что оно, собственно значит. Между тем, тут определенно есть над чем подумать и взрослым.

Первое, «обычное» определение нормальности — это «можно», «всё в порядке», «не стоит беспокоится» Некоторое обозначение общественной благосклонности, можно сказать «допустимо», «в рамках приличий». Пока ты остаешься в этих рамках, всё «нормально»:

Второе, статистическое определение нормальности хорошо демонстрируется гауссовым распределением, оно так и называется — нормальное распределение:

Норма тут — это всего лишь какое-то среднее значение. Нормальный в этом контексте — это обычный. Чем более ты отличаешься от этой средней «нормы» тем более ты необычный или, соответственно, «ненормальный»

И тут появляется проблема. Чем сильнее отклонение от этого среднего, тем сильнее общество на него реагирует. Однако, бывают случаи, когда отклонение сильное, и реакция общества сильная, но объект, тем не менее остается в рамках житейской, общественной нормальности. То есть границы допустимого гораздо шире, чем границы обычного:

Серая зона — это то место на графике, когда ты уже достаточно отличаешься от среднего значения, чтобы тебя ощущали необычным, ненормальным, но при этом остаешься в рамках допустимого. Это ситуация, когда «нормально быть ненормальным» или, другими словами, допустимо быть необычным.

От общества к обществу, и принятое поведение и границы толерантности к статистической ненормальности меняются, и, очевидно, в серую зону легко могут попасть даже базовые права человека — достаточно оказаться в обществе, где большинство не разделяют убеждений человека, и не принято действовать так, как действует он, и он сразу же окажется статистически ненормальным, при том, что просто реализовывал свои естественные права.

Было бы здорово, если бы люди с самого детства представляли себе такой график, и слыша «ненормально» всегда могли проанализировать, где именно на этом графике находится это «ненормально»

14 июля 2013, 15:39

Образование

Давно хочу написать заметку про образование. Есть много хороших материалов на эту тему, вот решил выложить подборку из нескольких.

Вот две заметки Хеллера Об образовании и Школа рабства и послушания они во многом похожи, но почитать стоит обе.

Статья Павла Дурова 7 элементов системы образования 21 века

Великолепная лекция Сугата Митра на TED про то, как дети могут учиться вовсе без посторонней помощи.

Потом может еще добавлю.

идеиобразованиессылки