3 заметки с тегом

лекция

Допустим, есть небольшой зал, впереди проектор и докладчик, дальше расставлены обычные складные стулья. Люди приходят постепенно, и занимают места неравномерно:

Лекция начинается, люди продолжают приходить, стулья в конце зала заканчиваются. Места впереди и в середине еще есть, но люди не хотят мешать лектору и слушателям, пробираясь на них, и слушают стоя, образуется небольшая толпа:

Что можно сделать, чтобы такого не происходило? Некоторые лекторы даже специально прерываются и приглашают людей пройти, но те часто не хотят становиться объектом внимания вместо лектора, и такие призывы остаются без внимания.

Мне кажется неплохим и довольно простым решением такое: в начале лекции расставить только часть стульев, скажем ⅔, а остальные доставлять по ходу лекции. Те, кто пришёл вовремя, и имеет возможность беспрепятственно сесть, займут первые ряды более плотно. Задние ряды (ценный ресурс, когда лекция уже началась) пока останутся свободными.

После начала лекции дополнительные ряды можно доставлять по мере необходимости. Для полной оптимизации можно даже предложить гостям самим брать стулья при входе и садиться в последний ряд, формируя его на ходу. Тогда пустых стульев сзади вообще оставаться не будет.

По целевой программе 2015 «Хватить, сука, дома сидеть всё время» сходил на две лекции Людвига Быстроновского в Воркплейс.

Лекции хорошие, подготовленные и интересные, много ответов на вопросы и вообще интерактива. (Кстати, нельзя не отметить талант Людвига к стендапу, возможно он помогает презентовать продукты студии.)

Пересказывать в подробностях я не буду, а скажу лучше вот о чем. Очень мало слушателей в процессе делает заметки. Я, честно говоря, раньше и сам так делал — просто приходил, слушал и всё.

С недавних пор стал всё конспектировать, и это, скажу я вам, круто. Хоть и кажется что «и так всё запомню» — нифига, большую часть забываешь очень быстро если не записать.

Вообще есть определенный психологический барьер, вот сидят все в зале на попе ровно, и тут ты такой весь достаешь ноутбук, и начинаешь записывать — неловко как-то вроде. На деле, всем плевать, никто не смотрит, записывай, хоть обзаписывайся.

Часто непонятно что же именно писать, особенно, когда оратор выступает в вольном стиле. Писать, как я определил опытным путем, лучше всё подряд. Хорошую фразу сказали — пиши. Своя мысль — туда же. Не успел запомнить фразу, или она очень большая и сложная — запиши хотя бы тему, о чем речь. Это же не доклад и не статья в журнале, это просто заметки которые можно писать как получается, потом разберешься.

Во-первых, это хорошая тренировка умения формулировать. Когда слушая, сразу пытаешься сформулировать мысль, чтобы записать ее, информация усваивается гораздо лучше. Сразу замечаешь, что не понимаешь о чем речь, да просто слушаешь внимательнее. Если просто сидишь, гораздо легче отвлечься и слушать вполуха, не вникая. (Вчера со мной рядом парень всю лекцию параллельно листал вконтактик)

Во-вторых, глядя на эти бессмысленные на первый взгляд заметки можно вспомнить гораздо больше из выступления потом, чем без них. Память привязывает куски выступления к записанным частям, и может восстановить нужные части, даже если они не записаны. (Конечно, если записи важны, лучше подправить и формализовать их вскоре после выступления, пока оно еще свежо в памяти).

И это я не говорю о том, что когда записываешь в принципе лучше запоминаешь.

Кстати, многие не записывают, потому что думают «вон там чувак снимает лекцию на камеру, наверняка потом в сеть выложат. Я всё помню, а если что забуду, потом пересмотрю». Это самообман. Даже если это действительно куда-то выложат, и даже прям пришлют ссылку, шансы, что возникнет желание потратить ещё столько же времени на ту же самую лекцию стремятся к нулю.

Короче, делать записи — это круто и полезно, осознанность восприятия сильно повышается.

А вот несколько фоточек с лекции:

1 апреля 2014, 18:46

По мотивам

Иногда я стараюсь писать, ну, не то чтобы дневник, скорее просто записывать мысли по ходу дела, без четкой цели и особой редактуры, просто чтобы тренироваться лучше выражать свои мысли. Случается это не очень чтобы часто, но я стараюсь не забывать. Вот в пятницу был один из таких дней.

Подумал, что можно для разнообразия выложить этот текст и в блог. Вот он:

Сегодня увидел анонс и принял довольно импульсивное решение сходить на мастер-класс Галины Тимченко — экс-главного редактора Ленты.ру о медиабизнесе вообще и ленте в частности. Во-первых, после истории с разгоном ленты я посмотрел запись последней летучки, и Галина меня заинтересовала корректностью и профессиональностью подхода, а во-вторых я увидел в списке собирающихся посетить мероприятие несколько человек из дизайнерской тусовки, на которых тоже было бы интересно взглянуть вживую. Народу набилось довольно много — я пришел вовремя и, принеся себе стул из соседней аудитории (а дело происходило в одной из аудиторий высшей школы экономики) занял одно из последних свободных мест.

Сама Галина произвела впечатление человека ответственного и профессионального, и рассказала немало интересного про кухню ленты, да и про медиа-индустрию вообще. Весь рассказ строился на вопросах из зала — иногда вопрос наталкивал на какую-нибудь интересную тему — и тогда следовал небольшой рассказ с примерами из жизни; а иногда просто ответ на вопрос. Например, довольно подробно было рассказано про редизайн ленты, как он рождался, как готовился, и много интересного именно с редакторской стороны.

После начала лекции я решил, что, пожалуй, интересно было бы выписать несколько интересных моментов. Поколебавшись, я всё-же включил диктофон в телефоне, стал записывать. Тут меня посетило сразу две мысли. Во-первых, в зале стояло сразу три камеры (все три совсем рядом, то есть с одного ракурса, что странно) Очень часто бывает, что какое-нибудь событие снимает камера, и часто профессиональная, но потом ты никогда не можешь найти запись. Было бы чертовски круто, чтобы был такой сайт который отслеживал бы где появляются видео разных событий и выкладывал их, или хотя-бы ссылки на видео. Фактически нужно просто приходить на события, собирать контакты операторов или людей которые получают видео, и потом писать им и узнавать, где было выложено видео, и давать ссылку на это место. Учитывая, что мест проведения (по крайней мере довольно крупных) и записывающих их людей, не супер-много, можно было бы наладить процесс. Был-бы полезный проект. Ну да это из области фантазий.

Кроме того, включая запись, я вспомнил о своей давней идее умного диктофона, который не просто записывает, но и позволяет ставить маркеры с заметками напротив каких-то частей записи, по сути, размечая ее для последующего прослушивания. Это интересная мысль, но там много сложностей: например основная — как поставить маркер в нужное место? Ведь когда человек только начинает свою фразу ты не можешь еще сказать, будет ли она интересной тебе. Очевидно нужно ставить маркеры «в прошлое» на 10, 20, сколько-то секунд назад. но точно сказать нельзя, кроме того у людей очень разное чувство времени. Короче, получается, что точно поставить метку, особенно «боковым зрением», продолжая слушать выступающего, не так-то просто. В общем, с наскока проблему не решить, нужно записывать и изучать. Тут, конечно, хорошо бы подумать про всякий рокет-саенс, расшифровку текста на лету, или хотя бы живой анализ звука, окраска разных предложений, или разных голосов разным цветом. Короче тоже тема для стартапа, например.

Короче, как я подслушал после лекции, видео обещали выложить на сайте высшей школы экономики. Подожду его, а если так и не выложат, возможно расшифрую и выпишу что-нибудь из своей записи.

блогжизньлекция