По целевой программе 2015 «Хватить, сука, дома сидеть всё время» сходил на две лекции Людвига Быстроновского в Воркплейс.
Лекции хорошие, подготовленные и интересные, много ответов на вопросы и вообще интерактива. (Кстати, нельзя не отметить талант Людвига к стендапу, возможно он помогает презентовать продукты студии.)
Пересказывать в подробностях я не буду, а скажу лучше вот о чем. Очень мало слушателей в процессе делает заметки. Я, честно говоря, раньше и сам так делал — просто приходил, слушал и всё.
С недавних пор стал всё конспектировать, и это, скажу я вам, круто. Хоть и кажется что «и так всё запомню» — нифига, большую часть забываешь очень быстро если не записать.
Вообще есть определенный психологический барьер, вот сидят все в зале на попе ровно, и тут ты такой весь достаешь ноутбук, и начинаешь записывать — неловко как-то вроде. На деле, всем плевать, никто не смотрит, записывай, хоть обзаписывайся.
Часто непонятно что же именно писать, особенно, когда оратор выступает в вольном стиле. Писать, как я определил опытным путем, лучше всё подряд. Хорошую фразу сказали — пиши. Своя мысль — туда же. Не успел запомнить фразу, или она очень большая и сложная — запиши хотя бы тему, о чем речь. Это же не доклад и не статья в журнале, это просто заметки которые можно писать как получается, потом разберешься.
Во-первых, это хорошая тренировка умения формулировать. Когда слушая, сразу пытаешься сформулировать мысль, чтобы записать ее, информация усваивается гораздо лучше. Сразу замечаешь, что не понимаешь о чем речь, да просто слушаешь внимательнее. Если просто сидишь, гораздо легче отвлечься и слушать вполуха, не вникая. (Вчера со мной рядом парень всю лекцию параллельно листал вконтактик)
Во-вторых, глядя на эти бессмысленные на первый взгляд заметки можно вспомнить гораздо больше из выступления потом, чем без них. Память привязывает куски выступления к записанным частям, и может восстановить нужные части, даже если они не записаны. (Конечно, если записи важны, лучше подправить и формализовать их вскоре после выступления, пока оно еще свежо в памяти).
И это я не говорю о том, что когда записываешь в принципе лучше запоминаешь.
Кстати, многие не записывают, потому что думают «вон там чувак снимает лекцию на камеру, наверняка потом в сеть выложат. Я всё помню, а если что забуду, потом пересмотрю». Это самообман. Даже если это действительно куда-то выложат, и даже прям пришлют ссылку, шансы, что возникнет желание потратить ещё столько же времени на ту же самую лекцию стремятся к нулю.
Короче, делать записи — это круто и полезно, осознанность восприятия сильно повышается.
А вот несколько фоточек с лекции:
Иногда я стараюсь писать, ну, не то чтобы дневник, скорее просто записывать мысли по ходу дела, без четкой цели и особой редактуры, просто чтобы тренироваться лучше выражать свои мысли. Случается это не очень чтобы часто, но я стараюсь не забывать. Вот в пятницу был один из таких дней.
Подумал, что можно для разнообразия выложить этот текст и в блог. Вот он:
Сегодня увидел анонс и принял довольно импульсивное решение сходить на мастер-класс Галины Тимченко — экс-главного редактора Ленты.ру о медиабизнесе вообще и ленте в частности. Во-первых, после истории с разгоном ленты я посмотрел запись последней летучки, и Галина меня заинтересовала корректностью и профессиональностью подхода, а во-вторых я увидел в списке собирающихся посетить мероприятие несколько человек из дизайнерской тусовки, на которых тоже было бы интересно взглянуть вживую. Народу набилось довольно много — я пришел вовремя и, принеся себе стул из соседней аудитории (а дело происходило в одной из аудиторий высшей школы экономики) занял одно из последних свободных мест.
Сама Галина произвела впечатление человека ответственного и профессионального, и рассказала немало интересного про кухню ленты, да и про медиа-индустрию вообще. Весь рассказ строился на вопросах из зала — иногда вопрос наталкивал на какую-нибудь интересную тему — и тогда следовал небольшой рассказ с примерами из жизни; а иногда просто ответ на вопрос. Например, довольно подробно было рассказано про редизайн ленты, как он рождался, как готовился, и много интересного именно с редакторской стороны.
После начала лекции я решил, что, пожалуй, интересно было бы выписать несколько интересных моментов. Поколебавшись, я всё-же включил диктофон в телефоне, стал записывать. Тут меня посетило сразу две мысли. Во-первых, в зале стояло сразу три камеры (все три совсем рядом, то есть с одного ракурса, что странно) Очень часто бывает, что какое-нибудь событие снимает камера, и часто профессиональная, но потом ты никогда не можешь найти запись. Было бы чертовски круто, чтобы был такой сайт который отслеживал бы где появляются видео разных событий и выкладывал их, или хотя-бы ссылки на видео. Фактически нужно просто приходить на события, собирать контакты операторов или людей которые получают видео, и потом писать им и узнавать, где было выложено видео, и давать ссылку на это место. Учитывая, что мест проведения (по крайней мере довольно крупных) и записывающих их людей, не супер-много, можно было бы наладить процесс. Был-бы полезный проект. Ну да это из области фантазий.
Кроме того, включая запись, я вспомнил о своей давней идее умного диктофона, который не просто записывает, но и позволяет ставить маркеры с заметками напротив каких-то частей записи, по сути, размечая ее для последующего прослушивания. Это интересная мысль, но там много сложностей: например основная — как поставить маркер в нужное место? Ведь когда человек только начинает свою фразу ты не можешь еще сказать, будет ли она интересной тебе. Очевидно нужно ставить маркеры «в прошлое» на 10, 20, сколько-то секунд назад. но точно сказать нельзя, кроме того у людей очень разное чувство времени. Короче, получается, что точно поставить метку, особенно «боковым зрением», продолжая слушать выступающего, не так-то просто. В общем, с наскока проблему не решить, нужно записывать и изучать. Тут, конечно, хорошо бы подумать про всякий рокет-саенс, расшифровку текста на лету, или хотя бы живой анализ звука, окраска разных предложений, или разных голосов разным цветом. Короче тоже тема для стартапа, например.
Короче, как я подслушал после лекции, видео обещали выложить на сайте высшей школы экономики. Подожду его, а если так и не выложат, возможно расшифрую и выпишу что-нибудь из своей записи.