1 заметка с тегом

контекст

29 января 2014, 19:09

Культура контекста

Не так давно наткнулся на статью на медиуме, в которой поднимается вопрос, очень давно доставлял мне неосознанное беспокойство. Статья про культуру контекста. Вот что пишет автор:

Но один абзац заставил меня всерьез задуматься. Привожу его ниже полностью:
«Есть такой известный анекдот:

— Приборы!
— 15
— Чего 15?
— А чего приборы?

Такое общение называется high context. Мы подразумеваем наличие большого количества контекста у собеседника. Апофеозом для меня было когда-то имейл от админа с одним словом „Да“. Что да?
Оказывается, я у него спросил что-то в коридоре и он обещал посмотреть.
Американцы и часть европейцев принадлежат low context. Они наоборот, все подробно и аккуратно расписывают, как для идиота. Они этого ожидают и от нас.»

Проблема контекста — это, действительно, бревно в глазу многих россиян, неважно, кем именно они работают.

Вот отчего появляется это чувство беспокойства — кругом, на каждом шагу, от тебя только и ждут, что ты обладаешь каким-то контекстом, хотя это и не всегда так. Люди просто не представляют, что ты можешь не знать чего-то что знают они.

Очень хорошо это чувствуется, например, в сфере обслуживания. После Европы кажется, что в России просто невероятно хамский сервис. Но похоже что это не всегда объясняется именно хамством. Помните это фирменное выражение, с которым вам объясняют «очевидную» вещь, что сперва надо отстоять очередь и взять талон в регистратуре? И если там вам будут рады объяснить чего-то, что вы не знаете, то здесь незнание могут счесть ненормальным, «вот же на доске объявлений всё написано».

Например, поэтому у нас почти нигде нет навигации. Навигация может появиться только стихийно, когда сотрудника сидящего неподалеку заябывает отвечать на вопрос «как пройти к...», он идет и распечатывает на принтере стрелку. Кроме этого человека никто просто не представляет, что такая проблема вообще существует.

Короче, проблема формализовалась, очень многим вещам в нашей действительности можно найти объяснение именно исходя из культуры высокого контекста. Вот еще кусочек статьи:

Другой пример—казалось бы, из совсем сторонней области, а на самом деле очень схожий в проблематике. Реклама, висящая на щите неподалеку от дома.

Визуальную ценность работы даже комментировать не очень хочется. Поговорим о практической.
Информационный это плакат или рекламный?
Очевидно, рекламный. Ведь написанное на нём сложно назвать хотя бы минимально значимой информацией для любого человека, за исключением сотрудников группы компаний. И то не факт.

Итак, о чём этот рекламный плакат?
Похоже, он рекламирует группу компаний «Publicity» и параллельно сообщает, что ей исполняется 20 лет.

Чем занимается эта группа компаний? Судя по весам, либо юриспруденцией, либо торговлей. Если погуглить, выясняется, что в действительности — строительством спортивных объектов по госзаказам.

Можно это было понять из плаката?—Нельзя.
Зачем вообще нужна реклама компании, работающей на госзаказах?—Непонятно.
Если даже предположить, что нужна: как плакат справляется с рекламной функцией?—Никак.

Причина для существования такого плаката может быть только одна: руководство решило показать, что у компании есть лишние деньги, и выкупить рекламную площадь в честь дня рождения компании.
Для всех остальных у этого рекламного щита просто-напросто отсутствует контекст.

В общем, статью рекомендую прочитать, а про контекст в любых коммуникациях не забывать. Такие дела: