2 апреля 2015, 14:54

О сторонах света и направлениях в навигации

Когда человек попадает на платформу, выбрать ему нужно всего лишь из двух вариантов — в какой из двух поездов садиться. Соответственно, нужен какой-то простой идентификатор, увидев который, человек может идентифицировать направление.

Польза таких идентификаторов очевидна: не важно, нужно человеку в бибирево или алтуфьево, он должен сесть в один и тот же поезд. Подробности можно уточнить внутри, там как раз и карта, и интерактивная навигация, и объявления на каждой станции. И если у него есть возможность выбирать между поездом на север или на юг, а не тратить секунды, вчитываясь в список из полутора десятков станций, он будет меньше тупить на платформе, мешая проходу других пассажиров.

Сейчас в метро таким идентификатором выступают конечные станции. «К поездам до станции „Бульвар Дмитрия Донского“».Это не очень хороший ход, конечные могут меняться, да и не обязан я знать про какие-то станции, которые и не нужны мне вовсе.

Вот Илья Бирман писал про это подробнее.

Нужен какой-то другой идентификатор направления, и стороны света отлично подходят для этой цели.

Скептики говорят: человек не едет на юг, он едет на конкретную станцию. Верно, но едет он в одном из двух поездов. Сейчас, человек который знает только название целевой станции, не может заранее запланировать свое поведение на платформе — по сути он вынужден дойти до платформы и на месте выяснять какой из поездов довезет его до нужной станции.

Если у пассажира будет направление, то он сможет решить навигационный вопрос заранее: вместо плана «доехать до Павелецкой и посмотреть, какой из поездов идет до Тульской» будет план «доехать до Павелецкой и пересесть на южный поезд»

Кстати, на этом примере легко увидеть несовершенство других маркеров направления — путь 1 и путь 2 вообще ничего не говорят, а «до станции Медведково» просто вынуждает пассажира в поисках нужного поезда всё так же искать на платформе указатель на станцию, на которую ему не надо

Еще была претензия, что множество людей представляет себе метро как систему телепортов, и понятия не имеет, какая станция на юге, какая на севере. Возможно так и есть, но ведь для построения маршрутов люди пользуются картой. Думаю, если спросить у людей, «где на этой карте юг» ответит большинство людей, даже из тех, кто не задумывался об этом намеренно.

Можно возразить, что карты на указателе нет, и юг с севером не с чем сопоставить. На месте сопоставить действительно не с чем. Однако, это и не страшно, для людей вне контекста указатели путей в любом случае будут просто формальным ярлычком, за тем исключением, что «путь 1» или «к станции Планерная» не понятно никому, кроме жителей Планерной, а вот «север» будет интуитивно понятно определенному количеству людей, которые видели нужную станцию на карте.

Еще часть людей поймет смысл системы после первого взгляда на карту, и, что немаловажно, сможет применить это знание на любой другой ветке. Ну а для тех, кто очнулся в метро, и не знает ничего, кроме названия нужной станции, всегда остается список станций, в котором можно спокойно найти нужную.

Поделиться
Запинить